Образование и общество
|К содержанию|Редакционный совет|Библиотека|Служба образовательной информации|Сведения для авторов|Подписка|Webmaster|Пишите|Гостевая книга|

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

СТАТУС И ЦЕЛИ АКАДЕМИИ

Академия педагогических и социальных наук (АПСН) - общественная организация, объединяющая ведущих ученых и выдающихся практиков в области образования и психологии, а также специалистов в других областях гуманитарного знания, связанных со сферой образования. АПСН была создана в 1992 году, и в ее состав входит свыше 700 действительных членов и член-корреспондентов из Российской Федерации, стран СНГ, Балтии и других зарубежных стран.

Целью АПСН является самоорганизация ученых и практиков, специализирующихся в педагогической деятельности и смежных отраслях научного знания, для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем развития образования и культуры, разработку новых педагогических технологий и их внедрение.

АПСН осуществляет исследовательскую, научно-организационную и издательскую деятельность, координирует сотрудничество работников науки и образования и других сфер общественной деятельности, а также представителей органов власти и управления в целях развития педагогических и социальных наук и повышения их прикладного значения.

СТРУКТУРА АПСН

АПСН действует на основе утвержденного Министерством юстиции РФ устава, и ее руководящим органом является Президиум, избираемый общим собранием членов академии. Общее собрание собирается не реже одного раза в год и обсуждает научные и организационные вопросы. Проводятся выездные сессии АПСН и ее отделений. АПСН имеет следующие научные отделения по основным направлениям своей деятельности:

а) образование в поликультурной среде;

б) человек и среда обитания;

в) методология и теория воспитательно-образовательных систем;

г) информационные и компьютерные педагогические технологии;

д) педагогика единого и целостного мира;

е) школа и общество;

ж) социальная работа и социальная педагогика.

АПСН имеет национальные отделения в следующих странах: Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Планируется открытие отделений академии в других странах бывшего СССР.

Действуют региональные отделения в России (Воронежское, Кубанское, Кузбасское, Мордовское, Орловское, Прибайкальское, Приморское, Ростовское, Самарское, Санкт-Петербургское и Чувашское). Отделения АПСН имеют базовые образовательные учреждения, научные центры и группы.

АПСН является соучредителем Московского психолого-социального института с 30 филиалами в субъектах РФ и Российско-Кыргызской академии образования. Учреждение подобных академий планируется в Армении, Таджикистане, Узбекистане и на Украине. АПСН учредила общественно-государственный фонд "Учебный мир" с целью обеспечения вузов на льготных условиях учебно-методической литературой.

НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АПСН действует на основе инициативных программ и проектов, разрабатываемых президиумом, отделениями и членами академии. Наиболее крупные научные и практические проблемы обсуждаются на общем собрании и специальных сессиях, а также на съездах и конференциях. Академия участвовала в разработке и обсуждении проблем поликультурного образования, единого и целостного образовательного пространства, военной педагогики, педагогики и психологии межэтнических отношений, информации и образования, социальной педагогики, истории и теории педагогики, сравнительной педагогики. Особое место в научной деятельности АПСН занимают проблемы психологии и методов ее преподавания.

АПСН является соорганизатором международных конгрессов и конференций "Мир на Северном Кавказе через языки, культуру и образование", "Образование в поликультурной среде", всероссийского совещания "Психология и методы ее преподавания в вузе", Всероссийского совещания по вопросам содержания и качества учебно-методической литературы и других.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АПСН осуществляет издание ряда фундаментальных научных и научно-методических серий: "Психологи Отечества" (издано свыше 40 томов); "Библиотека педагога-практика"; "Библиотека социального работника"; "Библиотека социального педагога"; "Библиотека школьного психолога"; "Библиотека логопеда"; "Библиотека студента" и др.

АПСН издает журналы "Мир психологии" (ежеквартально) и "Известия Академии педагогических и социальных наук".

КРИТЕРИИ ПРИЕМА В АКАДЕМИЮ

В академию принимаются ученые, организаторы образования, практические работники, достигшие значимых результатов в соответствующих научных и практических областях.

При избрании в академию учитывается следующее:

- соответствие научного и практического профиля кандидата основным направлениям деятельности академии;

- научная значимость и авторитет кандидата в соответствующих областях науки (научная степень, звание, руководство научными коллективами, объем научных публикаций, новизна идей, концепций);

- степень значимости результатов исследования в развитии и обновлении образования (разработка и использование инновационных программ, проектов, технологий, повышающих эффективность работы образовательных и социальных институтов);

- рекомендации отделений академии, ученых советов, коллективов, а также видных ученых академии педагогических и социальных наук.

Академия педагогических и социальных наук, президиум: 113191, Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9а. Тел.: (095) 954-30-35, факс: (095) 958-19-00.

СОСТАВ МАНДАТНОЙ КОМИССИИ АПСН

Председатель

1. Малькова Зоя Алексеевна - докт. пед. наук, действительный член АПСН (г. Москва).

Заместители председателя

2. Бодалев Алексей Александрович, докт. псих, наук, действительный член АПСН и РАО (г. Москва).

3. Петрова Вера Георгиевна, докт. псих, наук, действительный член АПСН (г. Москва).

Члены мандатной комиссии

4. Гасанов Айдын Владимирович, канд. пед. наук, действительный член АПСН (Азербайджан).

5. Сиротенко Анатолий Иосифович, докт. пед. наук, действительный член АПСН (Украина).

6. Шакеева Чинара Асановна, докт. псих. наук, действительный член АПСН (Кыргызстан).

7. Навайтис Гедиминас Антакос, канд. псих. наук, действительный член АПСН (Литва).

8. Амонашвили Шалва Александрович, докт. пед. наук, почетный член РАО, действительный член АПСН (Грузия).

9. Панина Татьяна Семеновна, канд. пед. наук, действительный член АПСН (г. Кемерово).

СОСТАВ ПРЕЗИДИУМА АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК, утвержденный общим собранием АПСН 23-24 ноября 1998 г.

1. Тишков Валерий Александрович, президент, 938-17-47.

2. Бондырева Светлана Константиновна, вице-президент, 219-29-40, т./факс 958-19-00 234-43-14.

3. Кабатченко Михаил Владимирович, вице-президент, 923-89-59.

4. Фельдштейн Давид Иосифович, вице-президент, 438-20-61.

5. Асмолов Александр Григорьевич, член президиума, 924-79-24.

6. Губогло Михаил Николаевич, член президиума, 938-01-47.

7. Лазутова Мария Николаевна, член президиума, 206-97-71.

8. Лейбовский Марк Абрамович, член президиума, 375-75-37.

9. Михайлов Вячеслав Александрович, член президиума, 206-78-98.

10. Сокольников Юрген Петрович, член президиума, 395-65-85.

11. Сабаткоев Рамазан Батырович, член президиума, 335-43-49.

12. Тихонов Александр Николаевич, член президиума, 917-12-69.

13. Хохлов Александр Александрович, член президиума, (08-62) 47-53-35.

14. Шапиро Борис Юрьевич, член президиума, 335-62-69.

Справки по телефонам: 234-43-14, 958-19-31, факс 958-19-00.

К СВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Академия педагогических и социальных наук и Российская академия образования планируют издание сборников "Новые исследования в педагогических науках".

Условия публикации сообщений в сборниках "Новые исследования в психолого-педагогических науках": 1. В сборниках помещаются краткие сообщения о результатах исследований, ранее не публиковавшиеся в печати. Печатаются сообщения по следующим разделам: теория педагогики; история педагогики и школы; проблемы воспитания; дидактика; методики обучения; вопросы повышения квалификации учителей и обобщения передового педагогического опыта; оборудование и технические средства обучения; школоведение; экономика и планирование народного образования; инновационные проекты; психология развития и педагогическая психология; специальная психология и коррекционная педагогика; возрастная физиология и школьная гигиена. 2. Присланный материал должен быть сопровожден рецензией (подпись, печать), датой статьи. 3. Каждое сообщение, направляемое в "Новые исследования", должно иметь не более 5 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала. К тексту могут быть приложены таблицы (в этом случае объем текста сокращается). Упомянутая в статье литература должна даваться автором отдельным списком в конце статьи с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия книги (статьи), места и года издания. Для журнальных статей указываются название журнала, год, номер выпуска. В тексте в скобках указывается номер, под которым числится соответствующая работа в списке литературы, и, в случае необходимости, через запятую указывается страница, например: (5) или (5, 38). Для обеспечения содержательности при необходимой краткости изложения результатов исследований может быть рекомендована следующая общая структура сообщения: 1. Постановка проблемы и раскрытие основной структуры исследования. 2. Методика, материал и ход исследования. 3. Результаты исследований и их оценка. 4. Краткие выводы. В тексте сообщения важно избегать объемного цитирования. Присылаемые рукописи (два экземпляра) должны быть проверены и подписаны автором с указанием домашнего или служебного почтового адреса, занимаемой должности и телефона (служебного или домашнего).

В случае несоответствия сообщения научным и издательским требованиям редколлегия отклоняет статьи (рукописи отклоненных статей не возвращаются). Напечатанные сообщения не оплачиваются. Адрес редакции "Новых исследований": 113191, Москва, 4-й Рощинский пр-д, д. 9а. Редакция обращает внимание исследователей на следующие приоритетные направления подготовки статей: 1. Результаты междисциплинарных исследований по проблемам непрерывного образования. 2. Разработка дидактических основ содержания базового образования. 3. Аналитическое раскрытие педагогических инноваций. 4. Результаты исследований по психо-

логии развития, возрастной и педагогической психологии. 5. Исследования в области экспериментальной дидактики, специальной психологии и коррекци-онной педагогики. 6. Теоретические и прикладные исследования проблем воспитания. 7. Сравнительный анализ развития образования в мире и отдельных странах.

Академия педагогических и социальных наук, президиум: 113191, Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9а. Тел.: (095) 234-43-14. Факс: (095) 958-19-00.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Как вам известно, Академия педагогических и социальных наук работает в тесном сотрудничестве с Министерством национальной политики Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ - и Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академией образования. Свои выездные заседания академия будет проводить совместно с указанными федеральными, а также региональными учреждениями. Вместе с тем президиум АПСН готов рассмотреть дополнительные предложения кафедр, вузов, управлений образования, руководителей администраций городов, краев, областей РФ о необходимости проведения проблемных выездных заседаний (научных сессий, конференций, семинаров и пр.) с участием ведущих ученых АПСН и других деятелей науки, образования. Представляется важной организация выездных заседаний по следующей проблематике:

1. Образование как фактор общественного прогресса.

2. Психология и педагогика как важнейшие предметы преподавания в педагогических вузах.

3. Психолог (социальный педагог) в системе образования: современное состояние, тенденции.

4. Образование в поликультурной среде.

5. Общее и особенное в педагогических традициях народов.

6. Этнопедагогика как важное направление общей педагогики.

7. Педагогика единого и целостного мира.

8. Сравнительная педагогика: вчера, сегодня, завтра.

9. Проблемы изучения и преподавания этнопсихологии.

10. Формирование культуры межнационального общения как психолого-педагогическая проблема.

11. Экология: пути решения проблем.

12. Дети с нарушениями развития и возможности оптимизации их образования.

Мы готовы рассмотреть и иную тематику выездных заседаний, материалы которых будут публиковаться. Будем приветствовать и поддерживать инициативу членов АПСН. Командировочные расходы академиков-координаторов для участия в выездном заседании президиум академии берет на себя.

Президиум АПСН.

ПРОЕКТ

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В последние годы произошло ослабление многоплановых научных связей (как следствие скудного финансирования науки и образования) ученых-педагогов России, ее регионов, стран СНГ и других государств. При этом во многих вузах ощущается недостаток не только в поступлении новой научной и учебно-методической литературы, которая остается едва ли не единственным источником информации о ходе и результатах современных исследований, но и коллективных проектов, программ. Московский психолого-социальный институт и Академия педагогических и социальных наук при поддержке Министерства общего и профессионального образования РФ выступают с инициативой создания "Школы молодых ученых", которая может стать действенным фактором объединения научной молодежи РФ и других стран СНГ. Школа будет:

1. Способствовать научному росту молодых ученых путем анализа методологического, теоретического и экспериментального уровня проводимых ими исследований.

2. Обеспечивать научное общение молодежи с видными учеными, возглавляющими научные школы в области наук об образовании.

3. Помогать координации исследований молодых ученых по наиболее значимым и актуальным проблемам образования.

4. Формировать банк данных о результатах исследований научной молодежи.

5. Создавать возможность публикации лучших работ молодых ученых.

Молодые ученые, научные сотрудники, испытывают потребность в научном общении, знакомстве с новыми направлениями деятельности ученых, новыми методами исследований. В этом плане серьезную роль может и должна сыграть организация "Школы молодых ученых".

Справки по телефону/факсу (095) 958-19-00. Просьба направлять заявки по адресу: 113191, Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а, "Школа молодых ученых".

ПРОЕКТ КОНКУРСА "ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ"

Цель конкурса: выявить и объективно оценить накопленный учителями-практиками арсенал педагогических новаций. Включая различные образовательные модели, технологии обучения и воспитания, создав условия для их популяризации и возможного распространения. К участию в конкурсе приглашаются школьные администраторы, учителя, методические объединения, педагогические коллективы общеобразовательных школ. Для работы в жюри привлекаются ведущие специалисты Академии педагогических и социальных наук, Российской академии образования, ученые ведущих вузов России, директора школ и учителя инновационных школ. Конкурс предполагается провести по следующим номинациям: современная модель школы; инновационные методы и приемы обучения и воспитания; способы дифференциации обучения; методобъединение (учителей различных предметов); нетрадиционные формы обучения; педагогический ансамбль школы. На конкурс подается описание соответствующего материала (от 3 до 14 страниц машинописного текста через 1,5 интервала). При возможности текст представляется также на электронных носителях (дискеты 3,5 в редакторе Word 6.0/7.0, шрифт 14). В дополнение могут быть представлены видеозаписи уроков, заседаний методических объединений, педагогических советов и других структур, выдвигающихся на конкурс. Авторам лучших проектов будут вручены призы и предоставлена возможность публикации результатов их исследований. Победители конкурса приглашаются в Москву за счет оргкомитета. Оргкомитет: 113191, Москва, 4-й Рощинский пр-д, д. 9а, тел./факс (095) 958-19-00.

ОРЛОВСКИЙ ЦЕНТР АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Образован в августе 1995 г. как самостоятельное подразделение академии.

Задачей центра является объединение ученых и практиков, специализирующихся в области образования, обучения, воспитания.

Основная цель - проведение фундаментальных и прикладных исследований в области социальной теории и практики, направленных на решение актуальных общественных проблем, разработку новых педагогических технологий и типов учебных заведений.

Научно-педагогическую деятельность в Орловском центре АПСН осуществляют педагоги и ученые высшего уровня квалификации, обладающие опытом педагогической и научной работы. Большинство из них прошли долговременную стажировку за рубежом: в учебных заведениях США, Великобритании, Германии. Многие сотрудники центра имеют ученые степени и звания. В центре работают на контрактной основе зарубежные специалисты. Руководство деятельностью центра осуществляет ученый совет в составе: Хохлов Александр Александрович (председатель) - директор ОЦ АПСН, академик АПСН, Мосякин Иван Яковлевич - заместитель главы областной администрации, член-корреспондент АПСН, Копылова Александра Васильевна - председатель комитета по высшей школе и народному образованию, член-корреспондент АПСН, Шатохина Любовь Федоровна - заместитель директора ОЦ АПСН, член-корреспондент АПСН, Амелин Валерий Евгеньевич - руководитель аппарата полномочного представителя Президента РФ в Орловской области, член-корреспондент АПСН, Карликов Владимир Георгиевич, член-корреспондент АПСН, Кисляков Александр Григорьевич - заместитель главы областной администрации, Бодатченкова Нина Федоровна - директор школы "Веда" ОЦ АПСН, Лабейкин Александр Алексеевич - начальник областного управления социальной защиты населения, член-корреспондент МАИ.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА

Институт непрерывного образования занимается поиском и внедрением новейших информационных технологий, связанных с концепцией "информационного общества". Реализует программы дополнительного образования по повышению квалификации учителей школ, преподавателей высших и средних учебных заведений. Проводит семинары-тренинги, творческие мастерские для специалистов в области народного образования, социальной защиты населения и правоохранительных органов.

Школа "Веда" является основной экспериментальной площадкой ОЦ АПСН по внедрению прогрессивных методов обучения, воспитания и образования. В школе "Веда" работают два отделения: отделение дошкольного и начального школьного образования; отделение иностранных языков (дополнительное образование) для учащихся всех возрастных групп. За годы существования школа накопила уникальный опыт применения новых методик преподавания. К услугам учащихся - воскресный видеозал и обширная литература на иностранных языках. "Веда" плодотворно сотрудничает с научными и образовательными центрами Европы и Америки, с зарубежными лингвистическими школами.

Лаборатория научных исследований центра ведет поиск и разработку эффективных моделей воспитания, в которых утверждается приоритет педагогики отношений над педагогикой мероприятий. Ведет разработку программ превентивного образования детей и подростков, подготовки педагогических кадров, подготовки государственных и муниципальных служащих младшего звена, программы "Семья".

Отдел научно-информационной и издательской деятельности занимается обеспечением информационной базы для разработки прогрессивных методик обучения, а также изданием научных работ и популярной литературы по проблемам образования и воспитания.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ОРЛОВСКОГО ЦЕНТРА АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Заключен договор о совместной деятельности с Орловской региональной академией государственной службы и мэрией города. Получены лицензия на ведение деятельности в сфере образования и государственная аккредитация экспериментальной школы "Веда" ОЦ АПСН. Получена лицензия институтом непрерывного образования ОЦ АПСН. Открыто отделение начального общего образования. Для старшеклассников города создана программа подготовки государственных и муниципальных служащих младшего звена. Разработана и действует система подготовки и переподготовки работников образования и здравоохранения по Монтессори-педагогике. Заключен договор о сотрудничестве с Международным центром Монтессори и Московским Монтессори-центром по реализации совместной программы. Центр участвует в программе Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом по профилактике зависимостей у детей и подростков. Проведены семинары с работниками народного образования города Орла и Орловской области по проблемам поведенческих отклонений у детей и подростков и профилактике зависимостей. Совместно с Московским НИИ профилактики наркомании проведены семинары-тренинги школьных психологов и социальных педагогов. Создана группа психологов-тренеров, задачей которой является внедрение методики превентивного образования в учебных учреждениях области. Разработанный в центре курс по превентивному образованию введен в программу подготовки психологов в Орловском университете. Установлены связи со школами города, преследующие цель разработки и внедрения эффективных методов воспитания и обучения. Центр осуществляет сотрудничество с Орловским университетом в подготовке педагогических кадров - специалистов, осознающих необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. В рамках этого сотрудничества осуществляется практика студентов университета в школе "Веда" ОЦ АПСН и написание студентами дипломных работ с использованием материалов центра. Установлены связи с рядом зарубежных образовательных центров. В рамках международного сотрудничества в 1996 г. в центре на контрактной основе работали специалисты из Англии, Германии, США. В рамках культурного обмена ОЦ АПСН посетили делегации США, Великобритании, Германии, Франции. Стажировку в учебных заведениях США и Германии прошли 7 сотрудников центра. Осуществлен обмен учебными группами с образовательными учреждениями Великобритании и Германии. 12 учащихся школы, победителей международных конкурсов по английскому языку, направлено на учебу в США. Сотрудниками института непрерывного образования разработаны и реализуются программы повышения квалификации государственных служащих. Заключены договоры с областной, городской и районными администрациями г. Орла о постоянном обучении и переобучении государственных и муниципальных служащих на хозрасчетных курсах института. Отработаны методики преподавания различных вариантов лицензированных программ обучения. ОЦ АПСН начал осуществлять издательскую деятельность. Совместно с американскими коллегами подготовлено и издано пособие "Talking English". Подготовлены к изданию методические пособия по превентивному образованию для школ. Готовится к выпуску книга по Монтессори-педагогике. Подготовлены к изданию сборник "Уроки миролюбия" для начальной школы и книга "Математика вокруг нас" для родителей и учителей начальной школы.

Приоритетными направлениями деятельности ОЦ АПСН являются: 1. Дальнейшая разработка и осуществление программы подготовки государственных и муниципальных служащих младшего звена на базе неполной средней школы в рамках договора о сотрудничестве с ОРАГС и администрацией города Орла. 2. Продолжение поисков новых моделей формирования лидеров XXI века. 3. Осуществление программы превентивного образования детей и подростков. Вовлечение в программу школ наиболее криминогенных районов города и области. Планомерное обучение учителей, психологов и социальных педагогов методике первичной профилактики и групповой работе. 4. Участие в разработке и реализации программы "Семья", направленной на перестройку взглядов на роль семьи, возрождение ее приоритетного назначения, а также на деформализацию отношений семьи и школы, администрации и родительской общественности.